Александрийская
библиотека
 
Рэй Брэдбери
Борис Акунин
Уильям Шекспир
Джек Лондон
Чилам Балам
Михаил Булгаков
Cao Yong
Vladimir Tarasenko
Alexandra Nechita
Тибетская магия
Кн.4 Практики Бардо и Пхова
Кн.3 Практика Тогел
Кн.2 Практика Трекчо
Кн.1 Предпрактики
Главная
КАПЛИ СЕРДЦА ДХАРМАКАЙИ

КНИГА ТРЕТЬЯ. ПРАКТИКА ТОГЕЛ


ПРАКТИКА ТОГЕЛ
(Тибетский текст 27а, строка 6)

Раздел о практике Тогел делится на две части: вначале объясняется, почему Тогел выше, чем Трекчо, затем излагается учение пути Тогел.

Вначале дается описание отличия Трекчо от Тогел. В тексте, имеющем название "Йетри" (йе кхри), дается десять пунктов, описывающих отличие; здесь предлагается краткое изложение в семи пунктах(*1).

(*1). Комментарий Лопона: различия между этими двумя техниками делаются с той целью, чтобы сделать их более ясными по отношению друг к другу, а не для того, чтобы указать, что каждая из них может работать сама по себе, независимо. Без фундаментальной практики, основанной на Трекчо, Тогел не будет иметь значения, хотя работать будет. Без Трекчо фундамент Тогел не будет прочным. Многие загораются желанием тут же начать выполнение "темной медитации", но без Трекчо не может быть необходимой основы для возникновения видений. Если вы хотели бы увидеть странные вещи, вы можете их увидеть, но это не будет иметь смысла. Ниже дается объяснение этому.

Первое различие относится к "путям устранения привязанности". В Трекчо о всех горах, камнях и странах необходимо думать как об иллюзии, иначе это учение само по себе не может дать прямое освобождение. Тогел же зависит от пяти видов света, посредством которых все объекты существования полностью освобождаются в свете.
Цитата из "Йетри": "Она изначально чиста; нет никакой привязанности. Эта природа именуется Великим Состоянием Будды".

Второй пункт касается "вопроса о видении тела". В Трекчо тело не может стать телом света - можно лишь заставить его исчезнуть до уровня атомов(*2). Существует много систем для того, чтобы заставить физическое тело исчезнуть, такие как временное иллюзорное тело. Даже в практике шаматы физическое тело может исчезнуть. Но все эти преобразования не истинны и не конечны. Тогел же полностью трансформирует физическое тело в чистый свет.

(*2). Комментарий Лопона: имеется в виду то, что тело становится настолько тонким, что простым глазом его невозможно увидеть, как будто оно трансформировалось в очень мелкие частички. В других традициях существует множество других результатов практики. В Махамудре, например, тело исчезает, и достигается реализация иллюзорного тела. Физическое тело не становится иллюзорным, оно умирает обычным образом, но ум реализует иллюзорное тело.

Если ты не достигаешь радужного тела, то ты не достигнешь и конечного тела. Точно также - если ты не достиг Великого Радужного Тела, то не достиг конечного Состояния Будды. В Тогел твое физическое тело и все объекты, которые ты выделяешь, переходят в радужное тело(*3).

(*3). Комментарий Лопона: подобно тому, как кармические причины порождают мир переживаний, каждый отдельный человек имеет свою собственную долю участия в этом общем видении. Например, возьмем человека по имени Джон. Он является частью общего видения, но его мать видит в нем сына, жена - мужа. Это их личная доля участия. Таким образом, вместе с физическим телом все, что относится к этой доле участия человека, в процессе окончательной трансформации переходит в тело света. Тело света - это то, что остается после того, как все кармическое видение очищено. Все тело становится светом, но нематериальные вещи и имущество - они остаются частью общего кармического видения. 

Когда человек умирает, после него остаются его вещи, мебель и дом, но отношение к ним как к "моим" умирает вместе с хозяином. Никто не может думать о какой-либо вещи "она моя", если она не была им куплена или подарена кем-либо.
Таким образом, кармические связи определяют все, но здесь есть два аспекта - общественный и личный. Эта точка зрения отлична от представления Хинаяны, где существует убеждение, что, когда Будда достиг Паринирваны, не осталось никаких следов, так как он исчез полностью, став несуществующим. Это конечное тело Дхармакайи, постоянное и вечное, поскольку оно не проявлено. Радужное тело являет собой проявленное тело Состояния Будды, форму Самбхогакайи, в которой все - тело, речь и ум - оказывается полностью очищенным от кармических следов. 

Являясь формой Самбхогакайи, это тело не является постоянным и вечным, хотя тот, кто достиг джалуй ('джа' лус), постигает все три кайи Будд. Дхармакайя может быть видима только Буддами, Самбхогакайя может быть видима высоко продвинутыми Бодхисаттвами, а Нирманакайя может быть видима обычными существами, но только в том случае, если у них есть для этого кармические предпосылки. Все проявленные тела непостоянны; даже Дхармакайя имеет две формы - Дхармакайю мудрости (аспект осознавания), которая непостоянна, и Дхармакайю природы (аспект пустоты), которая постоянна.

иллюстр. на стр. 76: Тугкьи Трово Тсочо Кагьинг
иллюстр. на стр. 78: Пурба Другсе Чемпа

Если человек становится радужным телом, его тело света не имеет никаких дефектов, оно становится полностью очищенным, и все кармические причины полностью устраняются. Если до этого он практиковал бодхичитту, теперь он уже достигает результата, поэтому до самого окончания самсары он будет оказывать помощь остальным существам(*4).

(*4). Непроявленная Дхармакайя не может оказывать помощь живым существам, но ее проявленный аспект - Самбхогакайя - оказывает эту помощь посредством вечной бодхичитты. Таково единство ясности и пустоты.

Когда вы достигли очищения всего нечистого, ваш ум именуется Дхармакайей, а ваше тело - Самбхогакайей. Одновременно вы даете учения всем существам - это именуется Нирманакайей. Обычно мы говорим, что Дхармакайя постоянна, кайи - непостоянны, но здесь Дхармакайя имеет две разновидности. Мы говорим, что знание Будды чисто, но что оно непостоянно; то, что постоянно, является природой пустоты. Ум Будды не постоянен.

Цитата из "Йетри": "Видения пяти агрегатов (скандх) не устраняются, но очищаются в собственное видение".(*5)

(*5)Комментарий Лопона: в Трекчо нелегко добиться чистых видений, но в Тогел человек на опыте постигает источник видений и их природу, поэтому легче достичь очищения всех объектов и субъектов. Трекчо подобно чтению описания вместо постижения самого видения.

Третий пункт относится к "вопросу об очищении сознания": в Трекчо ты видишь лишь пустоту, но не имеешь видений чистого света, так как видение, основанное на иллюзии, не может быть устранено или очищено. Ты должен думать о том, что оно изначально является чистым (кадаг), но проявляется иначе. Вследствие этого оно всегда связано с неведением, так что видения не являются абсолютно чистыми. По этой причине человек легко отвлекается, и ему трудно достичь освобождения. В Тогел же ты используешь методы для прямого постижения иллюзии, и это ускоряет достижение освобождения. После освобождения видение, основанное на заблуждении, больше не возникает и таким образом не вызывает больше отвлечения. Видения Тогел ведут прямо к пониманию.

Цитата из "Йетри": "Существует восемь объектов восьми сознаний (пять чувств с эмоциями, умом и кунжи). Это дакини собственного видения, и они существуют спонтанно, их не нужно искать. Поэтому это именуется "Великим Видением Обладающего Мудростью".

Четвертое - "метод оказания помощи другим с точки зрения того, что ничто не имеет самостоятельного существования". Естественное состояние существует спонтанно, как звуки, лучи и свет, и все проявленное. С помощью метода Тогел ты начинаешь видеть это, и все очищается очень быстро. В Трекчо не существует прямого метода для того, чтобы увидеть это. Трекчо является к тому же постепенным методом, он требует длительного времени. Тогел же очень прямой метод, и он может сам по себе обеспечить очищение, так что ты сможешь помогать другим существам уже очень скоро.
Цитата из того же текста: "Все видения происходят из самих себя и видятся собою же. Все является своим собственным отражением. Объекты не имеют никакого неотъемлемого существования. Все является "Великим Видением"; поэтому нет никакого пути помощи другим".

Вопрос: Если ты осознаешь, что все является твоим собственным видением, тогда как ты можешь помогать другим существам? Как ответить на этот вопрос?
Ответ таков: ты можешь помогать им, поскольку они являются твоим собственным видением(*6). Существа тоже являются твоим видением. Помощь им как имеющим неотъемлемое существование невозможна.

(*6). Иногда говорится, что ты воспринимаешь лишь собственную карму. Комментарий Лопона: если ты прекращаешь помогать существам, это означает, что другие существа имеют неотъемлемое существование. Но если вы верите в это, вы не можете в действительности помогать другим. Помощь другим существам является частью вашего собственного видения в пределах Естественного Состояния Спонтанного Самовозникновения.

Пятое - "вопрос о нестремлении к плодам": все это свободно от стремления к обретению плодов. Во время Трекчо все видения являются видением с неотъемлемым существованием, хотя ты понимаешь, что никакого неотъемлемого существования они не имеют(*7). Тогел позволяет развиться особому видению, которое смешивается с обычным видением и таким образом легко превращается в видение реальности. Это быстрый и практический путь развития освобожденного видения. Нет больше необходимости в молитвах. С помощью этого метода ты быстро достигаешь Состояния Будды(*8).

(*7)Комментарий Лопона: в Трекчо видения все еще предстают как имеющие неотъемлемое существование, хотя вы и полностью понимаете, что все они являются отражениями, исходящими из Естественного Состояния. Так что в Трекчо видения не изменяются - они являют собой обычные видения, которые мы все переживаем. Вы понимаете, что они не имеют неотъемлемого существования, но сами видения не изменяются.

(*8). Комментарий Лопона: хотя в Трекчо вы понимаете, что видение является самосотворенным, ваши видения все еще смешаны с вводящими в заблуждение видениями, поэтому вам следует практиковать Тогел и соединять видения Тогел с обычными. Видения в Трекчо еще должны быть подвержены процессу очищения, поэтому для достижения Состояния Будды с помощью этого метода вам потребуется очень длительное время. Тогел дает намного более быстрый результат; Трекчо же отличается постепенностью.

Цитата из "Йетри": "Само по себе это является великим плодом, поэтому не к чему стремиться. Если ты не стремишься к обретению этого плода - все существует спонтанно; поэтому это великолепно".

Шестое - "вопрос о прямом видении собственного видения": в Тогел ты прямо видишь собственное видение. В Трекчо шесть органов чувств не очищены, поэтому им нужно стремиться к очищенным видениям. В Тогел врата ясного света отворяются ветром мудрости. Оттуда появляются четыре лампы, и посредством их все заблуждения очищаются. Согласно этому методу ты постигаешь, что все видения являются самоосвобожденными, в то же время ты развиваешь Трекчо(*9).

(*9). Комментарий Лопона: это представление основано на видении и объединении. Нельзя отделить чистое видение от объединения - они развиваются одновременно.
Цитата из "Йетри": "Смысл в том, чтобы понять средства своего собственного видения, что нет ничего обособленного, и что все возникает вместе".

Седьмое - "вопрос о бхуми (стадиях)"(*10): в Трекчо все связано с естественным состоянием, но видение и тело не способны подняться до конечного уровня (из-за отсутствия метода). В Тогел нет никаких противоядий для устранения затуманенности - он поднимает тебя до конечной стадии естественным образом. Таким образом, Тогел дает достижение "Великого Бхуми Свастики"(*11).

(*10). Комментарий Лопона: слово "бхуми" буквально означает "земля", но здесь имеются в виду уровни ума. Десять бхуми представляют возрастающий уровень развития знания.
(*11). Свастика является древним символом Юнгдрунг (Вечного) Бонпо. Лопон говорит, что бхуми, о которых идет здесь речь, являют собой определенные уровни Праджняпарамиты Бонпо. Если вы посмотрите на них целостным взглядом, может показаться, что они отражают друг друга. Каждый имеет свое собственное начало, объект, нуждающийся в очищении, и знание, которого требуется достичь. На каждой стадии существует различное видение, и каждый бхуми имеет собственных божеств. Когда вы достигнете определенного бхуми, вы увидите божество, которое научит вас тому, как развиваться дальше. Когда вы достигаете первого бхуми, вы видите излучающую любовь Богиню Дану (дающую), Самбхогакайю богини великодушия, щедрости. Она обучит вас противоядию и тому, как устранить затуманенность. Второй бхуми связан с нравственностью (шила); следующие уровни образуются подобным образом.
Философия Бон абсолютно независима от индийской, поскольку она является намного более ранней. Позже она проникла в Индию, и индусы позаимствовали некоторые из бонских концепций. Интересным примером этого факта служит космологическая система Васубандху, которая не имеет ничего общего с другими буддийскими космологическими системами. Буддисты отмечали, что эта система была его собственной особой системой. В действительности она почти идентична системе Бон. Корневой текст Бонпо называется "Дзопу (мдзод пхуг)" и написан на языке Жанг Жунг с тибетским переводом под ним. Он используется и по сей день.

Цитата из "Йетри": "В этом неизменном бхуми нет никаких методов для устранения всех видов активности, поэтому это есть высший путь". 

ВЫПОЛНЕНИЕ ПРАКТИКИ ТОГЕЛ

Следующая цитата относительно практики Тогел взята из текста "Ригпа Кхуджуг (риг па кху бьюг)"(*12). За ней следует комментарий.

(*12) Лопон переводит это название как "Осознавание кукушки", но нужно отличать этот текст от рукописи Тун Хуана под тем же названием.

Существует иносказательная притча относительно сорока двух методов Тогел: "Когда царь осознанности магическим путем отправляется к существам, он восседает на красной птице с длинным клювом, рожденной из красной скалы с белыми ступенями; и на этой птице он посещает различные места. В это время все четыре царя прислуживают ему и помогают ему подняться вверх. Четыре царицы времен года поддерживают его с четырех сторон. Четыре волшебных ветра помогают ему продвигаться вперед, а четыре великие волшебные реки распространяют его заслуги и волшебство. Четыре огня дают равное тепло; они пребывают в золотой земле, и восемь ясных зеркал украшают тело. Три тайные буквы прочно сидят в уме, пять ярких ламп сияют из макушки, все звезды и планеты сверкают ярким светом на его груди. Четыре слуги прислуживают ему. Он работает во благо всех существ, не испытывая недостатка в методах, и изо рта его исходят всяческие блага".

В это аллегорическое описание включены все методы практики Тогел. Они были переданы Дакинями Дхармакайи, которые хранили ее в тайне посредством этой притчи. До Шардзы Таши Гьялцена сиддхи и ученые не давали ей комментарии, оставив эту задачу ему.

КОММЕНТАРИЙ

Под длинноклювой птицей подразумевается источник видения (пять лучей света различных оттенков, самое начало). В центре сердца находится место пребывания осознанности, и из сердца тянется канал размером с соломинку, соединяющий осознавание с легкими. Через этот канал входят и выходят ветры, и с ними связаны видения. Это вызывает возникновение мыслей. Когда ветры касаются источника видений, это именуется умом. Ветер подобен слепому коню, а этот ум подобен хромому зрячему человеку, который скачет на нем. Когда ветер прекращается, все видения растворяются в осознавании, а мысли исчезают и растворяются в своей собственной природе.

Эта природа обладает тремя качествами - пустотностью, осознанностью и единством (или нераздельностью). Это та основа, из которой возникают отражения. Если ты используешь методы Тогел, эти отражения, которые содержатся в основе, начинают спонтанно появляться через канал света, соединенный с глазами. Каждый глаз имеет два таких канала, связанных с основой(*13).

(*13). Комментарий Лопона: один канал - это сознание обычного глаза, а другой - тот, который описывается здесь, так что входные врата одни и те же, хотя видения Тогел образуются на внутреннем плане. В тибетской медицине этот внутренний путь имеет название "янгже карпо (янг рже дкар по)". Он тянется от глазного яблока к легким через затылочный проход над внешней частью мозга, и через него возникают видения Тогел. В обычных условиях он не используется, пока не оказывается открытым с помощью методов Тогел. В Трекчо используются еще обычные каналы глаз.
Это способствует очищению нечистых видений, и ты начинаешь иметь видения мудрости. В Тогел существует сорок два метода, и здесь они все будут изложены по порядку.

Четыре царя, помогающие подняться вверх

Четыре царя - это четыре метода; первый метод относится к телу, речи и уму, второй - к органу зрения, находящемуся у входных ворот, третий является объектом видения, и четвертый направлен на то, чтобы замедлить ветры и осознавание. Например, Тонпа Шенраб направляется к четырем великим царям, чтобы, выразив им глубокое почтение, пригласить их, и он контролирует три сферы существования. Точно так же существуют четыре метода, которые нужно использовать, и осознавание, которое контролирует все видения.

Первый метод тела, речи и ума

Методы, относящиеся к телу

Первый метод включает в себя три разновидности. Тело принимает определенную позу для регулирования каналов и ветров. Сохранение необходимой позы помогает практикующему видеть ясный свет непосредственно; поэтому поза тела так важна.
Цитата из текста "Чудесные бусы из золота (гсер гьи пхренг ба мдзес)": "Поза Дхармакайи подобна тому, как восседает лев, поза Самбхогакайи подобна тому, как восседает слон, и поза Нирманакайи подобна тому, как восседает риши".

Поза Дхармакайи. 
Чтобы сидеть так, как восседает лев, следует поместить переднюю часть стоп на землю, приподнять ягодицы, выпрямить спину и закрыть нижнюю дверь (анус). Голова слегка наклонена назад, а руки помещены на землю между ног. Поза напоминает сидение на корточках. В некоторых учениях говорится, что следует ставить всю ступню на землю, но в нашей традиции ставится на землю лишь передняя ее часть. Это делается с целью устранения ветра, вызывающего беспокойные мысли, и открытия центрального канала, с тем чтобы могли начаться видения. Также это помогает стабилизировать естественное состояние.

Поза Самбхогакайи. 
Принимая позу лежащего слона, следует сесть на корточки так, чтобы передние части стоп находились на земле, а колени были подняты вверх и касались груди; подбородок опирается на руки, локти упираются в землю. Эта поза успокаивает возбуждающие ветры, прекращает мысли желания и гнева и способствует крепкому здоровью. Она помогает полному появлению видений на внешнем плане и стабилизирует естественное состояние.

Поза Нирманакайи. 
В позе риши подошвы стоп помещаются на землю, руки обхватывают колени, согнутые и касающиеся груди. Голова слегка наклонена назад. Другой вариант: можно сесть, не скрещивая ноги, поддерживая шею руками, слегка наклонив голову назад. Цель этой позы - вызвать тепло и добиться постепенной остановки мыслей. Она также помогает развитию внешних видений, в то время как на внутреннем плане происходит развитие великих переживаний.

Не следует придерживаться поз слишком строго или выполнять их в напряжении, ощущая неудобство, но поза и не должна быть слишком расслабленной. Очень напряженное положение тела вызовет болезненность в мышцах, и это будет мешать медитации; слишком расслабленная поза не дает никакой пользы.

Есть также поза, напоминающая ходьбу утки боком, она полезна для начинающих, чтобы дать начало появлению видений. Практикующий ложится на правый бок, правый локоть упирается в землю, рука поддерживает подбородок. Левая рука лежит на бедре. Ноги лежат на земле одна на другой, колени слегка согнуты. Эта поза способствует введению ветра в центральный канал, и таким образом начинается образование необычных видений. 

И, наконец, есть еще поза антилопы, объяснение которой не дается(*14).

(*14). Комментарий Лопона: это очень сложная поза, при которой ноги согнуты, а руки, обращенные вверх, находятся на задней части шеи; эти техники используются для удержания концентрации и особенно для развития видений. В системе Бон все четыре класса тантры имеют также свои собственные позы тела.


Методы, относящиеся к речи

Цитата из "Такце Дронма (ртац тшад сгрон ма)" из "Жанг Жунг Ньенгью": "Если ты не прекратишь разговаривать, ты не сможешь увидеть невыразимую природу, и ни единая часть природы не предстанет прямо перед тобой".

Шардза комментирует, что ты должен говорить меньше и в конце концов прекратить все разговоры и пребывать в своей природе.


Методы, относящиеся к уму

Ум являет собой суть осознавания в соответствии с пристальным взглядом глаз. Неподвижный взгляд, направленный в пространство прямо перед собой, делает движение ветров все более спокойным. С успокоением ветров единство будет все более углубляться. 

Цитата из "Такце Дронма": "Если ты не будешь строго следить за своим взглядом, осознавание не проявится прямо".


Второй метод, относящийся к органу зрения, стоящему у входных ворот

Второй метод относится к глазам. В обычном видении взгляд никак не помогает рождению мудрости. Поэтому ты должен удерживать особый взгляд в соответствии с позами тела.

Цитата из текста "Чудесные бусы из золота": "В позе Дхармакайи взгляд должен быть направлен вверх, в позе Нирманакайи - вниз, а в позе Самбхогакайи - в сторону - вправо или влево".(*15)

(*15) Комментарий Лопона: как и в случае с позами, взгляд должен удерживаться без излишнего напряжения, иначе возникает неудобство, и медитация будет нарушена. Главное - это контроль ума.

Таким образом, взгляд может быть трех видов, но главное - появление видений.
Цитата из того же текста: "Полузакрыв глаза и не поддаваясь заблуждению(*16), направь свой взгляд чуть ниже солнца на расстоянии, равном длине руки от локтя до пальцев. В этом состоит метод".

(*16). "Не поддаваясь заблуждению" значит, что ум не следует за видением.
Выполняй эту практику все больше и больше до тех пор, пока ты не сможешь смотреть таким образом на солнце непрерывно.


Третий метод: объект видения

Третий метод относится к пространству. Забравшись на возвышенное место, достигнув полного покоя, направь свой взгляд в чистое и ясное небо. Смотри через глаза в ясное безоблачное небо - и там начнут появляться различные видения ясного света. Начинающие должны делать это на рассвете или на закате. Утром обратись лицом на запад, вечером - на восток и направь взгляд в ясное чистое небо.
Цитата из "Тингшок (мтхинг шог)": "Утром смотри на запад; вечером - на восток..."


Четвертый метод: замедление ветров и осознавания

Четвертый метод включает в себя четыре стадии дыхания - вдох, небольшое добавление, задержка и выдох. Некоторые учителя говорят так, но они не знают на самом деле, каков должен быть здесь метод дыхания; в этом случае тебе не нужно как-либо менять процесс дыхания, пусть он будет обычным. Дышишь ты через нос или через рот, дыхание должно быть очень мягким, ибо тогда мысли и ум замедляются: ум можно легко заставить остановиться, если ветры не движутся.

Ум останавливается осознаванием. Если ты удерживаешь ветер мягким, тогда дыхание, входящее и выходящее через нос и рот, становится спокойным, а когда оно становится спокойным, ум и ветер встречаются в канале в сердце. Поскольку нет никакого возбуждения, мысли не образуются, и ум естественным образом оказывается поглощенным естественной природой.


Четыре волшебных ветра помогают ему продвигаться

Существует четыре особых канала. Например, все ветры сотрясают и поднимают вселенную. Подобным образом существует четыре великих канала, и все видения ясности образуются и развиваются (поднимаются) в них.

Цитата из "Тигле Другпа (тхиг ле друг па)": "Четыре вещи объединяются, образуя тело. Каналы, или вены, подобны сетям. В теле существует четыре особых канала активности. Первый именуется "великим золотым каналом" (ка ти гсер гьи ртса чен), второй - "нитями белого шелка" (дар дкар снал ма), третий - "тонкой витой нитью" (пхра ла 'кхрул) и четвертый - "хрустальной трубкой" (шел буг кан)".
Первый канал соединяет сердце с центральным каналом на уровне сердца. Внутри него находится сущностный ясный свет, и все отражения спонтанно существуют с миролюбивыми божествами. Отсюда он тянется к мозгу, где спонтанно обитают гневные божества. Также этот канал имеет ответвления, каждое из которых поддерживает видения тигле(*17).

(*17). Комментарий Лопона относительно тигле: существует материальная тигле и естественная тигле; по-тибетски "естественная тигле" значит "пустое" (тхиг) "осознавание" (ле), что на английский переводится как "капля".

Второй канал, "нити белого шелка", тонкий и белый. Он начинается на уровне сердца центрального канала и тянется вверх по позвоночнику, оставляя центральный канал у шеи. Отсюда он идет над внешней поверхностью мозга, где разделяется на два ответвления. Одна ветвь соединяется с каналом правого глаза, где она поддерживает все, что мы воспринимаем как внешнее видение; другая тянется к макушке головы, где она поддерживает появление великого осознавания, свободного от мыслей. Когда видение становится совершенным, она поддерживает девять тигле, расположенных друг над другом внутри канала.

Третий канал, "тонкая витая нить", начинается в центральном канале на уровне сердца, а затем опускается к основанию, прежде чем вновь подняться вверх через центр четырех колес (пупочная, сердечная, горловая и макушечная чакры), проходит над внешней поверхностью мозга к вратам левого глаза. Он поддерживает все видения естественного ясного света, сияющего прямо, непосредственно.

И, наконец, "хрустальная трубка" тянется от сердца к глазу. Она поддерживает растворение всех видений в их природе.
Мысли начинаются образовываться, когда единство на уровне сердца встречается с ветрами из канала, идущего из легких.


Четыре огня дают равное тепло

Здесь речь идет о четырех лампах - лампе воды, именуемой Гьянгжаг (ргьянг жагс чу'й сгрон ма); лампе пустой тигле (тхиг ле стонг па'й сгрон ма); лампе чистой пустоты (дбьингс рнам даг ги сгрон ма) и лампе мудрости (шес раб ранг бьюнг ги сгрон ма). Эти четыре лампы образуют видения мандал и формы всех божеств, и какие бы видения ни приходили, они все ясные. Какие бы видения ни возникали, все они в равной степени связаны с мудростью и созреванием трех кай. Таким образом, как говорится в притче, великий огонь существования дает всем тепло в равной степени, а также дает плоды и листья на кустах. Это важное учение для глубокого проникновения в естественное состояние.

Цитата из "Ригпа Целванг (риг па ртсал дбанг)"(*18): "Все четыре лампы являют собой важные внутренние учения".

(*18) Раздел об учении и посвящении одной из глав "Жанг Жунг Ньенгью".

Комментарий относительно четырех ламп: прежде всего сохраняй позы тела и положение глаз, как описано выше. Первая лампа, лампа воды, появляется, когда взгляд направлен в ясное пространство и возникает ясный темно-голубой цвет(*19). От нее тянутся цвета пяти видов света и лучи различной формы, что напоминает цветной рисунок на темно-голубом фоне шелковой парчи. Это начало появления видений, существующих спонтанно внутри сердца.

(*19). Комментарий Лопона: это тот цвет, который вы видите, когда смотрите неотрывно в сторону неба и замечаете темный цвет между горами и небом. Вначале вы увидите темно-голубой цвет, намного темнее, чем в других местах; это означает, что видения начинаются. Это напоминает тот момент, когда начинается фильм и экран темнеет.

Цитата из "Текста о расплавленном золоте (гсер гьи цун ма)": "Во внешнем пустом небе ты увидишь прямой ясный свет сердца белого, зеленого, красного, желтого, белого и дымчатого цветов".

В этом учении говорится о небе - некоторые комментаторы считают, что речь идет об обычном безоблачном небе, но это неверно, поскольку обычное небо не имеет никакого отношения к практикующему(*20). Небо является лишь основой видения; темно-голубой цвет, появляющийся перед практикующим, существует спонтанно в его природе, когда используется данный метод поз тела и положения глаз.

(*20). Комментарий Лопона: появляется это видение - первое темно-голубое видение - или нет, зависит от качества выполняемой практики. Оно может появиться в небе, но в большой степени оно относится к самому практикующему.

Цитата из текста "Чудесные бусы из золота": "Во внешнее небо входит лампа внутреннего пространства".

А вот другое объяснение относительно внешнего неба и внутреннего пространства. Обычно небо не является основой радужного видения Тогел; оно просто превращается в радугу, поддерживаемое видениями практикующего. Однако из этого различия не следует делать вывод, что внешнее пространство и внутреннее пространство являются отличными друг от друга(*21).

(*21). Лопон комментирует, что когда практикующий выполняет эту практику, ему кажется, будто бы пространство меняется, но обычно пространство не является основой этих видений. Они исходят изнутри.

Вторая и третья лампы - это пустотная тигле и чистая пустота. Это можно проиллюстрировать озером и водой. Если ты бросишь камень в озеро, от него начнут расходиться круги ряби. Подобным образом рябь образуется и вокруг видения. Вначале они бесцветны, но затем появляются в пяти цветах. Это происходит благодаря очищению грубого ветра. Если ты всмотришься в видение, ты увидишь то, что внутри. Осознавание становится более ясным, и внезапно исчезают все объекты и субъекты - не за что цепляться - лишь чистое проявление. Это есть лампа мудрости(*22).

(*22). Комментарий Лопона: здесь нет привязанности или фокусировки - это очень ясно для вас. Это природа Трекчо, неделимая природа, недуальность. Это видение Трекчо естественной природы. 

Без практик Трекчо Тогел не работает никак; без Трекчо Тогел не даст нужного эффекта. Поэтому вам не следует практиковать лишь Тогел - его следует практиковать вместе с Трекчо. Если вы откажетесь от идеи Трекчо, видения Тогел будут иметь не больше значения, чем просмотр телепередач - лучше уж пойти в кино! Видения могут случиться, но если нет понимания иллюзии, эти видения не имеют ценности. Любой может посмотреть на солнце и иметь видения и т.д., но в этом нет никакого смысла.
Четвертая лампа именуется "лампой мудрости". Она объясняется как отсутствие привязанности к объектам - все оставляется так, как есть(*23). Если тебе удалось стабилизировать свой свет, оставаясь в естественном состоянии, ты добьешься развития очень точного и ясного знания. Это знание намного более ясное, чем то, которое обретается посредством изучения. И действительно, все, что ты говоришь или чему учишь, приходит без процесса размышления или изучения - все приходит автоматически. Все является совершенным и точным. Это именуется цал (энергией) этой природы.

(*23). Комментарий Лопона: это опять же Трекчо. Однако, хотя в Дзогчен звуки, лучи и свет существуют спонтанно, если вы практикуете лишь Трекчо, тогда то, что существует спонтанно, не сможет явиться вам. Поэтому Тогел так сильно ускоряет процесс освобождения от заблуждения, ибо то, что существует спонтанно, явится вам. Но идея Тогел не отлична от идеи Трекчо.

Ясность имеет вид жемчужин и золотых нитей; природа являет собой мудрость, и подобные формы являют собой цал мудрости. Какие бы видения у вас ни возникали, они все имеют одну природу и восходят к одной истине. Различаются они лишь по названиям.

Они пребывают в золотой земле, и восемь ясных зеркал украшают тело
Это означает, что основная пустотная природа является тем местом, откуда исходят и куда возвращаются все видения, оба аспекта находятся в единстве. Пространство темно-голубое. Из этого темно-голубого пространства вырастают и проявляются пять цветов. Истинная сущность осознавания находится внутри сердца, но формы и цвета возникают подобно бусинам малы через глаза(*24). Когда ты концентрируешься на солнечном свете, ты видишь нити, которые первоначально имеют черный или белый цвет. Два типа осознавания - это осознавание природы (естественное состояние) и осознавание ясности (видения)(*25). В земле все золотое, нельзя найти там камней - одно лишь золото. Точно так же, если все видится как отражения, исходящие из естественного состояния или уходящие в него, тогда все видения воспринимаются как пустотная природа, единство(*26). Все видения - это то, что существует спонтанно в единстве. Когда практикуются эти методы, видения начинают являться практикующему.

(*24) Обычные глаза не видят ничего; видение возникает из единства.

(*25). Комментарий Лопона: оба эти типа осознавания имеют одну природу, но когда вы пребываете в состоянии единства, такое присутствие именуется осознаванием природы, когда же вы практикуете Тогел и возникают видения, это именуется осознаванием ясности. Различны лишь названия.

(*26). Нет ничего, что можно было бы взять или устранить, все имеет одну природу.

Четыре великие реки распространяют его заслуги и волшебство
Под этими четырьмя великими реками подразумеваются четыре видения.
Цитата из "Тродрел Ригпай Целванг (спрос брал риг па'й ртсал дбанг)", первоначального текста "Жанг Жунг Ньенгью": "Первое видение - это прямое видение, возникающее из пустоты. Затем - видение, которое относится к развитию, затем - видение, которое является завершенным, и, наконец, видение, которое растворяется обратно в пустоте"(*27).

(*27). Комментарий Лопона: эти четыре стадии не нарастающие или прогрессирующие, как Праджняпарамита или тантрические учения, состоящие из четырех путей и начинающиеся с устранения затуманенности и т.д. Здесь эти видения являют собой просто отражение того, насколько интенсивна была ваша практика; нет смысла в очищении или развитии противоядия от затуманенности.

Это лишь показатель того, насколько интенсивно ты выполнял практику; их не следует сравнивать с бхуми. Путь накопления подобен хождению, в то время как это подобно полетам в небе.

Первое видение - прямое видение, возникающее из пустоты. Четыре метода практики (тела, речи, ума и взгляда) уже были упомянуты выше. Если ты используешь эти методы, то из сердечной чакры, где находится сущность Будды (естественное состояние), начнут возникать видения. Когда ты станешь применять эти четыре метода, ты начнешь видеть радуги и тигле, и оттуда начнутся видения. Вначале будет много тигле, иногда расположенные друг на друге, подобно бусам, иногда - бок о бок и в постоянном движении; иногда ясные, иногда - не такие ясные. Источник видений можно сравнить с солнцем и его лучами - единство являет собой реальную природу, но она не выразима словами. Видения подобны лучам, являющимся практикующему, но не через обычные органы чувственного восприятия. Они именуются тигле свастики. Они подобны зеркалу и твоему лицу - твое лицо отражается в зеркале, но ты не можешь провести различие между зеркалом и своим отражением - оба они являются одним. Точно так же, когда ты имеешь видения, ты не можешь отделить их от единого. Ты должен понять это.

Если ты не поймешь этого, ты будешь рассматривать отражения как объекты, а себя - как наблюдающего субъекта. Наблюдающий и наблюдаемое соединены мыслью, что является ошибкой цепляющейся мысли. Данный метод выполнения практики дает освобождение всем этим видениям. Признаком этого является то, что они видятся в форме очень мелких бусин (тигле), движущихся под углом, что создает многообразие рисунков. По углам расположены маленькие и мелкие тигле.

Эти видения связаны с ветрами, поэтому они постоянно движутся. Однако ты не должен ни следовать этим видениям, ни уделять им слишком много внимания, либо вообще интересоваться ими. Это значит, что, какие бы видения или тигле не возникали, тебе следует только наблюдать за видениями, не следуя им. Ты должен оставаться в естественном состоянии, не заботясь о том, какие видения возникают.

Цитата из "Тогбеп (тхог 'бебс)": "Существует два метода, которые следует использовать вместе - днем и при дневном свете используй солнце и огненный кристалл (увеличительное стекло), ночью используй лунный свет и водный естественный кристалл. Ранним утром и поздним вечером используй свет масляных ламп. Какой бы свет ты ни использовал, не следует прямо смотреть на него. Видения станут более яркими, ясными и устойчивыми. Твое осознавание будет становиться все более и более устойчивым, а это значит, что твой ум и ветры все больше и больше успокаиваются. И тогда начнут развиваться переживания. Внезапно без какого-либо обучения ты обретешь знание иного рода. Одна треть мудрости будет твоей. Если в течение этого периода тебя потревожит смерть, ты будешь рожден в Рангжин Трулпа (ранг бжин спрул па), сферах промежуточного состояния, возникающих магическим путем".

Цитата из "Тагдронма (ртагс сгрон ма)": "То, что именуется пустотным, исходит с уровня бровей; если ты умер, то попадешь в сферы магического происхождения".
Это относится не только к видениям естественного состояния, но и к практике осознавания. Поэтому появляются такого рода знаки.

Цитата из "Тагдронбу (ртагс сгронг бу)": "Слившись с пустотой и осознаванием, ты будешь рожден в сферах магического происхождения".

Второе видение - развивающееся видение. Когда возникает первое видение, ты продолжаешь выполнять практику, и затем происходит объединение природы. На этой первой стадии, если ты выполняешь практику данным образом, видения возникают, но они неравномерны - иногда яркие и ясные, иногда смутные, но они становятся все более устойчивыми.
Теперь же, на второй стадии, происходит единение. Оно именуется "отделением от брови". 

Это символизирует пять мудростей, проявляющихся в виде пятицветных лучей, вырывающихся прямо вверх из бровей. Они также расширяются в сторону, и иногда могут даже принимать форму треугольника. Они уже являются намного более развитыми, чем ранее, и видятся огромными, как вся страна. Они прозрачны подобно сетям и содержат гирлянды цветов, свастики, драгоценные камни, дворцы и мандалы. Могут возникать самые разнообразные формы. Это именуется "Пространственными видениями, являющимися в небе". Можно увидеть также ступу, стрелы и множество других форм. Это уже заключительная стадия почти совершенных видений. Между видениями можно видеть большие тигле размером со щиты; они круглые и содержат пять цветов(*28).

(*28). Комментарий Лопона: эти видения могут возникать внутри тигле или вне их; тигле могут также являться сами по себе.

Это именуется "составлением сущности осознавания".

Все звезды и планеты ярко сияют на его груди

Объяснение этой фразы дано в комментариях к видениям, изложенным выше. С ростом практики все эти видения становятся все более устойчивыми. Вначале они проносятся мимо подобно соколу, пролетающему по небу; на второй стадии они подобны оленю, пробегающему по горам, на третьей - шаране (медленно передвигающееся мифологическое животное); на четвертой стадии они уже совсем медленные и мягкие подобно пчелам, собирающим пыльцу с цветов. Устойчивость зависит от того, как долго ты выполнял практику: устойчивость видений соответствует устойчивости твоего осознавания.

На конечной стадии видения огромны, как вселенная, и устойчивы; устойчиво и осознавание. С появлением этих видений можно также использовать техники для изменения взгляда в соответствии с тем, как эти видения возникают.

Цитата из "Жанг Жунг Ньенгью": "Когда видения белы и имеют форму полукруга, ты должен направить максимально устойчивый взгляд вверх. Когда цвета находятся вверху и справа и все становится красным - тебе следует перевести взгляд вниз. Когда видения приобретают квадратную форму и желтый цвет, направь взгляд вправо. Если же они зеленого цвета и круглые, смотри влево. Если форма их треугольная, а цвет голубой, взгляд следует направить прямо перед собой".
Это лишь общие указания - видения меняются так часто, что следует обучаться всему этому опытным путем.

Если, несмотря на то что ты выполняешь практику, видения не развиваются вовсе, иногда может быть полезным нажать на глаза и задержать дыхание. Затем резко открой глаза и выдохни - и видения возникнут на какое-то время. Данный метод может пригодиться в самом начале(*29). После исчезновения видений тебе следует лишь оставаться в естественном состоянии, не допуская никаких отвлечений. Иногда, если тебе не удается контролировать свои мысли, попробуй прекратить практику на некоторое время и мягко успокоить дыхание.

(*29). Комментарий Лопона: эта техника является лишь временной мерой. Если вы не развиваете эти видения, но лишь пребываете в естественном состоянии, ваше развитие не будет быстрым; и наоборот - если вы не практикуете естественное состояние, вы можете иметь какие-то видения, но они еще не свободны. Если же видения отвлекают вас от пребывания в естественном состоянии, это опять же неверно.

Если вы постоянно пребываете в естественном состоянии, не имея видений, тогда у вас нет понимания иллюзорного видения, поэтому вам необходимы обе техники. Это не игра, в которую вы играете просто ради интереса; не следует, однако, и привязываться к этим видениям и цепляться за них. Они необходимы для практики. То же относится и к темному ритриту: у вас могут быть интересные переживания, но сами по себе они смысла не имеют.

Взгляд также помогает достичь успокоения мыслей. Если ты пребываешь в естественном состоянии, твое созерцание свободно от иллюзий, поэтому независимо от того, развиваются видения или нет, ум должен всегда оставаться в созерцании естественного состояния. Взгляд может помочь войти в естественное состояние, но главным ключом является ум(*30).

(*30). Комментарий Лопона: вы должны на практике определить, что работает именно для вас - в конце концов именно вы должны войти в естественное состояние.

Важно, чтобы твой взгляд был направлен в пространство, а ты оставался в состоянии осознавания с успокоенным дыханием, ни на что не отвлекаясь(*31).

(*31). Комментарий Лопона: это основное общее указание. Если вы пребываете в естественном состоянии, то видения начинают являться вам. Не следуйте за видениями. Они не должны отвлекать вас. 

В "Жанг Жунг Ньенгью" дается три техники - взгляд темноты, пространства и света. Описание первой не включено в данный текст, который упоминает лишь о взглядах пространства и света. Практика темноты имеет целью стабилизировать состояние осознавания и используется для начального развития видений.
Вначале видения возникают изнутри тигле, так что появляется только верхняя или нижняя половина, и неотчетливо. В это время тебе следует продолжать удерживать взгляд прямо перед собой в естественном состоянии(*32).

(*32). Комментарий Лопона: если вы попытаетесь увидеть другую половину - все исчезнет, ничего не останется. Лучше не делать попыток увидеть что-либо. Если вы будете пребывать в естественном состоянии, они придут естественным путем, ибо это их источник. Если же вы захотите увидеть больше и попытаетесь сконцентрироваться на них - они исчезнут. Они не являются объектами наблюдения.

В общих чертах это так, но есть и другие замечания. Если ты умираешь, находясь на стадии "объединения четырех видений мудрости", то подобным образом в промежуточном состоянии будет существовать четыре видения мудрости. И тогда ты достигнешь реализации и получишь освобождение. Если ты умираешь в то время, когда в твоих видениях присутствуют треугольные формы, тогда в промежуточном состоянии ты достигнешь освобождения. Если во время твоей смерти видения имеют круглую форму и напоминают четырехлепестковые цветы, ты достигнешь ясного видения в первом бардо промежуточного состояния. И, наконец, если все цвета и формы получают свое завершение во время твоей смерти, тогда, находясь в промежуточном состоянии, ты постигнешь, чем являются все видения до бардо рождения (бардо сипай; срид па'й бар до), и ты достигнешь освобождения(*33).

(*33). Комментарий Лопона: это комментарий к тексту "Жанг Жунг Ньенгью", озаглавленному "Шесть ламп". Если вы умрете в это время, вы будете освобождены в промежуточном состоянии, поскольку в начале бардо видения начинаются так же, как в этой практике. Если вы достигнете осознавания того, что эти видения возникают спонтанно из естественного состояния, тогда вы будете освобождены, поскольку вы не будете цепляться за них как за реальные. Объяснение этому дается в книге 4 данного текста.

Когда тигле становятся размером со щиты и обретают круглую форму, то это значит, что видения достигли конечной стадии. Больше они не увеличиваются. Каждое содержит пять цветов по внешнему краю с мандалами божеств с супругами и различного рода спутниками внутри. Это почти конечное видение.

Третье видение. Теперь возникает завершенное видение. Все эти видения спонтанно существуют в пределах естественного состояния, и, поскольку ты использовал методы для того, чтобы развить их, видения начинают являться тебе. Они приходят не откуда-то снаружи. Когда видения достигнут своего завершения, появятся миролюбивые и гневные божества - не в виде изваяний, а непосредственно из естественного состояния в формах Самбхогакайи и Нирманакайи. Каждое божество будет иметь тридцать два особых знака и восемьдесят один дополнительный. Они возникают по той причине, что практикующий достиг завершения видения. Лишь благодаря методам Тогел и Трекчо, без какой-либо визуализации или мантры являются божества; поэтому это высшая практика.

Как бы ни именовались эти видения, их природой является единство. Они становятся видимыми, хотя существуют спонтанно. Это ты вошел в естественное состояние, не они. Тебя не должны ограничивать никакие видения. В одиночестве или парами, миролюбивые или гневные, дакини - они являются потому, что ты практиковал единство и достиг стабильности и ясности.

Поэтому эти видения являются тебе. В них могут присутствовать свита и спутники божеств, мандалы и т.д. с украшениями и орнаментом. Они появляются естественным путем, поскольку все существует спонтанно. Ты не делал ничего особенного, ты просто использовал методы.

Цитата из "Тогбеп": "Знаками являются лучи ясности и украшения образов".

Пять ярких ламп сияют из макушки

Когда возникают завершенные видения, пять мудростей являются практикующему непосредственно. Одновременно все видения смешиваются с внешним видением. Реальное видение смешивается с внешним, и для тебя это становится одним и тем же - материальные вещи смешиваются с твоим видением. И в то же время все видения освобождаются сами по себе. Таким образом тебе является "пустотная мудрость" - и, что бы ты ни видел, появляется мудрость. Не имеет значения, видишь ты друзей или врагов - в твоем видении все освобождается. Видения оказываются полностью смешанными. Все обычные жизненные видения воспринимаются как миры Будды и пять семей Будды. Ты можешь видеть, как из твоей груди исходят пятицветные лучи, соединяющие тебя с этими божествами. Из твоих бровей также исходят лучи с тигле между ними, становясь подобными мандалам восьмидесяти шести гневных божеств; а внутри сердца находятся сорок пять миролюбивых божеств, которые ты можешь видеть.
Каналы становятся полностью очищенными, и через них являются божества и другие существа. И в это время все обычные мысли, которые смешаны с неведением, полностью очищаются и освобождаются. Мудрость и осознавание являются непосредственно.

В это время ты можешь концентрировать свое внимание на камнях и сдвигать их, если пожелаешь. Твой ум может делать отпечатки в камнях. Привязанность к материальному телу отсутствует. Практикующий также обретает шесть видов ясного голоса и может видеть все горы в виде рая, где обитают божества. Ты можешь получить от них учения, и ты обретаешь огромные знания без всякого изучения.

Поскольку материальное тело и каналы освобождаются, материальные вещи начинают исчезать. Связи между умом и физическим телом больше не существует, поэтому физическое тело начинает исчезать. Ты можешь видеть и самсару, и нирвану. Ты можешь видеть самсару, понимая, что это не твоя кармическая причина, и ты можешь видеть нирвану и то, что ты связан с ней.

Все кармические причины и следы исчезают подобно падающим звездам, растворяющимся в пространстве. И в это время все три кайи получают свое завершение.

Три буквы прочно сидят в его уме

Все видения и Нирманакайи, содержащие знания и очищение, являются практикующему. И это есть результат практики Дзогчен. Ни одна из других школ не может достичь этого. Практика, видение и использование всех трех кай - все это характерно исключительно для Дзогчен; поэтому Дзогчен является самым эзотерическим путем. В практике восьми путей реализация трех кай происходит после завершения пути (в промежуточном состоянии). Здесь они достигаются уже в этой жизни, поэтому можно выполнять практику и получать учения прямо от них.

Некоторые мастера утверждают, что все эти видения являются иллюзией. А некоторые заявляют, что это конечная истина. Согласно данному тексту и моему замыслу, нельзя утверждать ни то, что это иллюзия, ни то, что это истина. То, что является, есть то, что спонтанно существует; нельзя сказать, что это истинно или ложно. Практикующему естественное состояние является спонтанно, но видения не являются ни внешними, ни материальными. Тот, кто достиг этого состояния, на собственном опыте убеждается в том, что все видения в естественном состоянии освобождаются.

Четвертое видение. Четвертое видение являет собой завершающую стадию естественных видений. Здесь уже в зависимости от используемых тобой методов видения естественного состояния являются полностью развитыми. Они подобны полной луне. Точно так же, как полная луна начинает убывать, убывают и видения. Они снова уменьшаются до размера тигле, и тигле растворяется в естественном состоянии, так что ничего, кроме единства, не остается. Поэтому оно именуется "завершенным". Видение остается в естественном состоянии как конечная истина подобно тому, как в тридцатый день лунного месяца по тибетскому календарю ты не можешь видеть на небе никакой луны(*34).

(*34) Комментарий Лопона: они исходят из естественного состояния и возвращаются обратно к тому же источнику.

Видения могут быть больше или меньше в зависимости от самого практикующего. А естественное состояние не велико и не мало - оно всегда обладает одной и той же природой и не имеет ни размера, ни цвета.

Существуют два пути наступления этой завершающей стадии - постепенный и внезапный. В первом случае видения становятся полными и затем постепенно уменьшаются. Практикующий здесь раскрывает четыре лампы одну за другой, и затем видения постепенно исчезают.

Хотя это бывает довольно редко, есть практикующие, которые еще в прошлой жизни освободились от необходимости выполнять практику, и у них видения начинаются внезапно и так же внезапно прекращаются.

После того как видения оказываются завершенными, все аспекты переживания растворяются - не только те видения, которые ты имеешь, но и обычное видение, тело и ум, органы чувств и сознание. Все расворяется в твоей природе, поскольку все аспекты были полностью очищены(*35).

(*35) Комментарий Лопона: поэтому после обретения тела света ('джа' лус) остаются ногти и волосы - вы обрезаете их и вам не больно, что указывает на то, что они находятся вне связи с природой. Остаются двадцать ногтей и пряди волос.

Один из мастеров Шардзы, Дава Драгпа (зла ба грагс па) достиг полной реабсорбции (поглощения) своего тела в 1932 году. Он попросил своих учеников соорудить хижину, чтобы он мог обрести радужное тело, а также держать в секрете место своего пребывания, особенно от своего влиятельного брата, который жил на расстоянии одного дня ходьбы, чтобы никто не мог помешать ему. Ученики соорудили хижину, оставив небольшое отверстие, но через несколько дней и оно было полностью закрыто. Перед тем как войти в хижину, Дава лишь выпил немного молока, после этого он не принимал совсем никакой пищи. Говорят, что еще до того, как он вошел в эту хижину, он иногда делался полностью невидимым для глаз своих учеников. После того как он вошел в хижину, ученики слышали вокруг нее песнопения, мантры и видели радуги необычайной формы, включая квадратные и очень маленькие. Через неделю они рассказали обо всем брату, который очень расстроился, что ему ничего не сообщили раньше. Он быстро направился к месту, где находилась хижина, и, поколотив учеников, стал разрушать ее. Это случилось через девять дней после того, как Дава Драгпа вошел в нее. Когда его брат заглянул внутрь, ему показалось, что там сидит Дава, и он воскликнул: "Все говорят, что ты мертв, а ты не мертв!" И он стал трясти облачение, но в нем никого не было, была лишь пустая одежда, которую когда-то носил Дава, и которая упала на землю.

Пытаясь найти что-либо в качестве реликвий, он обнаружил несколько прядей волос и девятнадцать ногтей, но двадцатый ему не удалось найти. В это время ближайший ученик Давы отсутствовал, и когда он услышал о случившемся, он сразу же отправился на место, где исчез Дава, и, обыскав его, нашел недостающий ноготь. И по сей день его можно увидеть в Деге.

Когда Шардза умер в 1935 году, он оставил после себя тело размером не более чем блюдо. Частичной реабсорбции (поглощения) тела достигли также его племянник и его преемник.

Самый последний подобный случай связан с четырьмя учениками, один из которых был личным другом Лопона, который в 1950-х годах выполнял практику с одним из ближайших учеников Шардзы. С приходом культурной революции они подверглись преследованиям вместе со всеми монахами; один из них умер в тот период и достиг частичной абсорбции (поглощения) элементов своего тела. Двое других продолжали жить и после смерти Мао. Один из них передавал учения многим людям во время последовавшего периода религиозной либерализации, и когда в 1983 году он умер, он также почти полностью исчез. Двое монахов, проживающих в Катманду, присутствовали тогда при этом событии (описание дается в Приложении 1 данной книги).
Частичная реабсорбция тела является просто результатом достижения определенной стадии практики в конце жизни.

Почему же все внешние видения растворяются? Причина кроется в процессе осознавания, которое генерируется в сердце благодаря появлению ветров из канала, идущего из легких. В конце видений этот канал оказывается полностью отсоединенным, и таким образом естественное состояние становится завершенным и чистым(*36).
Поэтому все видения растворяются, и эта природа возвращается к истинному конечному источнику(*37). Если конечная природа не достигнута, остается маленькое тело, поскольку не все видения оказались растворенными.

(*36). Комментарий Лопона: начало этого процесса можно сравнить с путешествием по Ла-Маншу, на этой же стадии путешественник достигает открытого океана, и берег больше не виден ему.
(*37). Комментарий Лопона: не надо думать, что все внешние видения исчезли и практикующий не может видеть никого или ничего. То видение, которое растворяется, связано с личными кармическими следами человека, т.е. практикующий может видеть другие существа и вещи, являющиеся частью общих кармических следов, а не его собственных. Никакие мысли не могут ввести в заблуждение; если бы человек посмотрел в зеркало, он был бы невидим. И на самом деле, другие люди иногда могут видеть практикующего, иногда - нет. Это зависит от степени погружения в естественное состояние.


Два результата

В этот период практикующий получает два вида вещей. Во-первых, он получает "Свободное Рождение" (объяснение этому дается ниже) и помогает другим существам. Видения начинают растворяться, и когда практикующий смотрит на пальцы своих рук, он видит, что они окутаны светом. Когда практикующий концентрируется на этом свете и остается в состоянии медитации, тело исчезает, и он видит вселенную в виде отражения луны в воде. Практикующий может также посмотреть на свое тело и увидеть, что оно также подобно отражению в зеркале. Это именуется "Великим Переносом". Практикующий становится членом преемственной цепи тех, кто осуществил Великий Перенос, как первые двадцать четыре мастера цепи преемственности Дзогчен38. Он теперь принадлежит их содружеству. И когда он обретает тело подобное этому, нечистые глаза видят его как обычного человека, но он обладает телом света (отсюда "свободное рождение"). В его теле нет ничего материального. Оно может полностью исчезать или проходить через плотные стены и летать по воздуху. В качестве примера можно назвать Тапихритсу, который после обретения радужного тела мог принимать любую форму в любое время. В "Жанг Жунг Ньенгью" рассказывается, как он явился одному богатому человеку в виде слуги. Этот богач был покровителем и благодетелем Нангджера Лопо, который медитировал неподалеку. Через некоторое время они поняли, что слуга являл собой эманацию, и Тапихритса начал обучать и богатого покровителя, и Нангджера Лопо, явившись в кристальной форме Дхармакайи.

38. Имеется в виду преемственная цепь Жанг Жунг Ньенгью, учение которой передавалось изустно от мастера ученику в течение двадцати четырех поколений. При этом все держатели цепи преемственности получали Великий Перенос. Двадцать пятый мастер, Тапихритса (та пи хри тса), в восьмом веке попросил своего ученика Нангджера Лопо (снанг жер лод по) сделать запись об этом. И в последующей цепи преемственности было сделано много записей о других радужных телах. Цепь эта остается неразрывной и по сей день.

В качестве другого примера можно привести Лунгбона Ланьена (лунг бон лха гньен), жившего в двенадцатом веке в провинции Цонг и на протяжении долгого времени молившегося о том, чтобы встретиться с Цеванг Ригдзином (тше дбанг риг'дзин). И однажды Цеванг Ригдзин явился ему и выразил согласие обучать его. Как видим, не один человек получил эти учения, включающие в себя Дзогчен Намкха Трулдзо, цитируемый выше.

Практикующий может встретить обычного человека, разговаривать с ним и при этом исчезать и вновь появляться в любое время. В то же самое время он может также оказывать помощь существам всех шести сфер. Если связи уже установлены, практикующий может внедрять свой ум в ум ученика, таким образом изменяя его. Постепенно ученики сами будут выполнять практику и обретать собственные радужные тела. Это является первым результатом(*39).

(*39). Комментарий Лопона: в наши дни такие случаи стали более редкими. Сейчас между людьми нет таких связей, то есть для того, чтобы это произошло, со стороны практикующего должна быть кармическая причина, а со стороны мастера - обязанность.

Второй результат именуется "Обретением Свободного Входа". Это значит, что если практикующий имеет телесную форму, не обладающую достаточной силой для оказания помощи существам, то, когда он видит свои пальцы, обрамленные светом, ему нет необходимости концентрироваться на них. Практикующий просто продолжает пребывать в состоянии единства. Вскоре после этого практикующий исчезнет полностью, и для него все также исчезнет. Существует лишь единство. Это носит название: "Все видения возвращаются к естественному состоянию"(*40).

(*40) Комментарий Лопона: объяснение иногда дается в виде аналогии с изображением, помещенным в сосуд для подношений. Вы не можете видеть изображение снаружи сосуда, несмотря на то что оно находится внутри него. Подобным образом, хотя видения растворяются, нечто все же присутствует; практикующий существует спонтанно в единстве. Хотя эта аналогия часто используется, она может ввести в заблуждение - следует помнить, что для единства нет понятий ни "внутри", ни "снаружи".

И тогда практикующий исчезает и обретает радужное тело - и вместе с Буддами оказывает помощь существам до самого конца самсары. Объяснение этому дается в тексте "Сокровище Пустоты", написанном Шардзой, где все это описывается очень подробно(*41).

(*41) Шардза был очень плодотворным автором. Ему принадлежат четырнадцать книг, каждая из которых содержит свыше трехсот страниц.


Царицы четырех времен года поддерживают его

Имеется в виду, что все четыре опоры находятся у него под боком. Их описание дается в следующем тексте.

Цитата из "Текста о расплавленном золоте (гсер гьи жун ма)": "Существует четыре опоры. Первая - это три неподвижные основы; вторая - три стабильности; третья подобна скреплению гвоздями трех квитанций и четвертая - это появление знаков освобождения и четырех удовлетворений".

Первая опора - это три неподвижные основы. Во-первых, это означает сохранение максимально устойчивой позы тела, с тем чтобы все твои каналы и ветры достигли покоя. Во-вторых, необходимо не перемещать взгляд, что позволяет видениям развиваться быстрее. И в-третьих - удерживать ум в естественном состоянии, воздерживаясь от разговоров, что делает единство более устойчивым.

Вторая опора - это три стабильности. Первая стабильность состоит в том, что тело твое находится вне всякой активности; вторая - в том, что если ты пребываешь в покое, вне активности, то все твои ветры успокаиваются и сами собой освобождаются. Когда ветры успокаиваются, никакие мысли не тревожат ум. И в-третьих, если ветры не возбуждаются мыслями, все видения устойчивы и быстро достигают полного развития и завершения.

Третья опора подобна скреплению гвоздями трех квитанций. В это время знаки того, насколько интенсивно ты выполнял практику, подходят к трем вратам тела, речи и ума. На то, каковы твои достижения, указывают также твои сны. Первые знаки подходят к вратам тела. Ощущение будет подобно тому, как если посадить черепаху, неподвижную в своем панцире, на блюдо. Если ты проделаешь это с телом, каналы и ветры достигнут покоя - это естественная система. Если Великое Совершенство не прекращает действие(*42), лампы устойчивы, будто закреплены гвоздями. Таким образом, если ты выполнишь это, то все действия тела будут освобождены, а без активности единство и осознавание становятся более ясными. Эта часть относится к телу.

(*42)То есть, если тело устойчиво и не двигается, естественно, что и лампы не будут двигаться.

Вторые врата - это речь; это подобно непрекращающемуся барабанному бою. Если ты не прекратишь говорить, ум войдет в каналы и будет мешать твоему пребыванию в естественном состоянии. Если ты прекратишь говорить, никакие ветры не смогут пройти через каналы, и невыразимое естественное состояние будет становиться все яснее и устойчивее. Ты будешь более устойчив в единстве и осознавании.
Третьими вратами является ум; он подобен птице, попавшей в ловушку. Когда все мысли и действия естественным образом освобождаются, единство и осознавание становятся ясными и устойчивыми. Это делает все видения чистыми, без каких-либо примесей. Нечистые видения исчезают, а чистые видения становятся устойчивыми и ясными.

Во время развития видений практикующий подобен очень больному человеку, который забыл о всяком чувстве стыда перед другими. Практикующий, который получает этот знак, более не заботится о том, вымыт он или нет - он равнодушен к своей внешности. Таким образом, ему все безразлично. Причина этого в том, что ветры помещены в центральный канал, и все находится под контролем естественного состояния. Весь обусловленный мир, связанный мыслями, не имеет больше значения. Все мысли помещены в естественное состояние. Это именуется "Оставить тело без действия". Вскоре после этого тело практикующего будет освобождено в естественном состоянии, и все три кайи проявятся через мудрость естественного состояния. 
Второе, речь практикующего подобна речи сумасшедшего, но ему все равно. Практикующий освободил все мысли и более не связан ими, поэтому и речь его не связана более. Таким образом гвоздь невыразимого "забивается" в речь. Для такого практикующего осознавание и единство являются очень ясными, и он полностью контролируется ими. Нет никакой мысли о том, что думают другие.

Третье, ум практикующего подобен уму человека, принявшего яд - он не контролирует ничего. Практикующий сам находится под полным контролем своего осознавания, и все происходит спонтанно, без какого-либо планирования. Все мысли освобождаются сами по себе. Это гвоздь без мыслей, который "вбивается" в мысли.

Четвертая опора - знаки освобождения. Знаки освобождения даются в двух частях. Первое - это время завершения, когда видения становятся завершенными. Все вещи освобождаются, и все видения обретают законченность. Подобно слону, попавшему в грязь посреди рисового поля, они выберутся сами по себе! Практикующему не нужна никакая особая практика. Это именуется "непрерывностью".

Результатом этого будет то, что все действия будут находиться под мудрым контролем, и, что бы практикующий ни произносил, для слышащих его голос это будет звучать очень приятно и сладко. Речь находится под контролем сознания, и автоматически возникает сострадание. Все, что он говорит, становится учением, которое будет ясным и глубоким. Ум подобен человеку, когда-то переболевшему оспой - после выздоровления болезнь уже никогда не возвращается. Точно так же, когда практикующий добился освобождения всех мыслей, мысли, ведущие к заблуждению, уже никогда не возникают снова. Практикующий находится под контролем мудрости и осознавания. Этот знак именуется так: "гвозди без мыслей, "вбиваемые" в мысли-воспоминания"(*43).

(*43) Комментарий Лопона: это значит, что все мысли исчезают.

Второй знак освобождения можно разделить на четыре аспекта. Здесь все побеждено. Все видения побеждены, и тело практикующего в этот период подобно трупу. Ему все безразлично - какую пищу он принимает или что происходит вокруг, ибо это лишь ощущения тела. Это значит, что ум полностью освобожден и находится в ясности и единстве. Практикующий свободен от какого бы то ни было страха; таким образом "не ведая страха, гвоздь вбивается без какого-либо фокусирования". Например, если практикующий окажется окруженным врагами, никакого страха он не испытает. Это признак того, что все мысли достигли освобождения в неизменном единстве.

Речь практикующего подобна эху в горах, что бы ни говорили другие, он лишь повторяет, ибо нет никаких планов говорить что-либо. Этот знак указывает на то, что все слоги, которые обычно находятся в каналах, освобождаются в единстве, и таким образом "гвоздь невыразимого пригвоздил все мысли", и все становится ярким, ясным и естественным. Ум практикующего подобен туману, рассеивающемуся в пространстве - нет никаких следов того, где он растворился или куда он исчез. Остаются лишь единство и освобожденная мудрость, свободная от заблуждения. И мудрость эта ярко сияет практикующему.

Эти знаки являются практикующему, достигшему видений. Практикующий получил четыре посвящения: для четырех знаков тела - четыре посвящения основы; затем четыре посвящения пути; и, наконец, в уме своем он получил четыре посвящения плода. Это является знаком освобождения.

Определение степени достигнутого посредством снов
Достижения обретаются в соответствии с решимостью практикующего выполнять практику. Лучший практикующий прекращает все сновидения, он относится к ним с безразличием и не использует их для обучения. Сны просто освобождаются в ясном свете. И это является признаком того, что практикующий обретет радужное тело уже в этой жизни. Практикующий второго уровня способностей распознает видения во сне как сновидения и контролирует их; если он способен осуществить это, то освобождение будет достигнуто в промежуточном состоянии. Практикующий третьего уровня способностей добился прекращения всех негативных кармических причин и всегда видит хорошие сны. Он будет рожден в сферах магического порождения(*44).

(*44) Они создаются им самим в промежуточном состоянии.

Цитата из "Текста о расплавленном золоте": "Практикующий получает посвящение в силу видений. Благодаря этому все видения вторичных причин становятся опорой для практики. Также он получает посвящение в силу тела. Посредством этого все материальные вещи исчезают, и остается лишь ясный свет. Получает он и посвящение в силу тайного ума и ветра. Через это все мысли освобождаются в естественном состоянии".

Четыре удовлетворения. Первое удовлетворение состоит в том, что независимо от того, слышит практикующий учение Будд или нет, он не испытывает ни счастья, ни печали. Практикующий не ждет того, чтобы услышать либо увидеть Будду, ибо он полностью осознает, что Будда не находится где-то далеко от его состояния единства - он знает это. Второе удовлетворение состоит в том, что практикующий не испытывает ни желаний, ни сомнений. Третье удовлетворение состоит в том, что когда он видит, что в низших сферах существования столько страдания, он не боится этого. Он не мечтает и не молится о том, чтобы больше не рождаться, потому что естественное состояние было достигнуто в полной мере. И четвертое удовлетворение состоит в том, что практикующий никогда более не будет вращаться в колесе самсары. Ничего не осталось от его видений, что могло бы привести к новому рождению или страданию.


Все четыре слуги прислуживают ему

Имеются в виду четыре мудрости. Первая являет собой способность ясного различения (интеллект). Различные виды существования не смешиваются, поэтому все они ясно различаются.

Вторая мудрость - это знание о том, как вещи соотносятся между собой. Практикующий видит, как все существование связано с осознаванием.

Третья мудрость являет собой концепцию того, каким образом вещи освобождаются. Практикующий видит, что все виды существования освобождаются в естественном состоянии.

Четвертая именуется конечной природой вещей. Практикующий видит, что все сущее в полной мере уходит в чистое естественное состояние; ничего не существует вне пределов этой природы.

На этом завершаются сорок четыре метода практики Тогел.
Все нечистые видения освобождаются в чистой природе. Практикующий достигает постоянного места, и нет никаких сомнений, что он уже никогда не покинет его.

 

Далее К содержанию книги На главную

 Copyright © alex-libmonolook@mail.ru 
BOXMAIL.BIZ - Конструктор сайтов
WOL.BZ - Бесплатный хостинг, создание сайтов
RIN.ru - Russian Information Network 3